Первые евреи Одессы
Право жительства в черте оседлости в Новороссии евреям было дано за четверть века (как минимум) до начала строительства города, еще с середины восемнадцатого столетия. Начало еврейской общине положили шесть евреев-ремесленников с семьями, которые жили еще в турецкой крепости Хаджибей. В 1794 году (в год основания Одессы) еврейское население Одессы составляло десять процентов всех тамошних жителей.Согласно первой переписи основателя города, Дерибаса, в тогдашней Одессе среди жителей-мещан значилось 106 русских, 213 украинцев, 224 грека и 240 евреев.
Первая половина 19 века |
Приезжающие поселялись по своему выбору и возможностям везде: в центре, на Молдаванке и Пересыпи. Уже при графе Воронцове в город переехали на постоянное жительство богатые австрийские евреи, а также ремесленники и образованные специалисты – врачи, аптекари, адвокаты и купцы. Евреи занимали ведущее положение в торговле (хлопком, шерстью, шелком, солью), в ремесленном производстве, особенно по обслуживанию солдат гарнизона крепости, оптовой торговлей зерна и банковскими операциями.
Участие одесских евреев в местном управлении – привилегия, впервые данная в 1783 году евреям Белоруссии, – в Одессе поощрялось и даже приветствовалось из столичного Санкт-Петербурга.
Одесская еврейская община стала одной из крупнейших, ее даже считали «самой современной в черте оседлости», наиболее «окультуренной» в Европе и наиболее полно отразившей опыт жизни евреев Российской империи. В 1985 году вышла книга американского профессора Стивена Ципперштейна «Евреи Одессы» (история культуры, 1794-1881 годы) – скрупулезное научное исследование, первый фундаментальный труд по истории одесского еврейства. Спустя десять лет книгу перевели на русский язык и выпустили в издательстве «Гешарим» (Москва–Иерусалим). Эта работа охватывает только первое столетие с момента зарождения города. Именно на этот период и приходится расцвет «Южной Пальмиры» Российской империи, которой, как и в средневековье, например, в Испании, евреи способствовали процветанию.
Источник информации: по материалам Интернет
Автор: Александр БирьякРасправы над евреями в Одессе
До начала Второй Мировой войны в Одессе проживало 180 000 евреев. 23 октября 1941 года был издан приказ, в котором всем евреям под угрозой расстрела на месте приказывалось в течение 24 октября явиться в село Дальник. Во второй половине дня 24 октября около 5000 евреев было собрано у заставы Дальник. Первые 50 человек было подведены к противотанковому рву и лично расстреляны командиром пулеметного батальона подполковником Николае Деляну. Чтобы ускорить процесс уничтожения, евреи были согнаны в четыре барака, в которых были проделаны отверстия для пулеметов, а пол предварительно залит бензином. Люди в двух бараках были расстреляны из пулемётов в тот же день. В 17:00 бараки были подожжены. На следующий день были расстреляны задержанные, помещённые в оставшихся двух бараках, причём один из бараков забросали гранатами. Между тем, евреям, которые не попали в первую группу, уже прибывшую в Дальник, было объявлено, что они «прощены». Их отправили по различным комендатурам и полицейским участкам для «регистраций», где их продержали различное время, когда же они были выпущены, оказалось, что их дома заняты, а имущество разграблено.
Таким образом, уже за первую неделю пребывания румын в Одессе город лишился около 10 % своих жителей.
Регистрация, произведённая румынской администрацией в конце 1941 г., выявила в Одессе около 60 тысяч евреев. К этому числу относили и тех лиц, у которых только один из предков по мужской или женской линии был евреем. Евреи должны были носить особый отличительный нагрудный знак: жёлтый шестиугольник на чёрном фоне. Финал их существования в Одессе начался 7 ноября 1941 года, когда был издан приказ, обязывающий всех евреев мужского пола от 18 и до 50 лет явиться в городскую тюрьму. С этого дня всё еврейское население города партиями отсылалось в различные концлагеря, устроенные румынами в сельской местности, прежде всего в село Богдановку (ныне в Николавской области). Позднее гетто было устроено в самой Одессе
В январе 1942 года около 35 — 40 тысяч оставшихся в Одессе евреев были выселены в гетто, организванное 10 января 1942 года в бедном районе Слободка. Выселенные находились там в условиях невероятной скученности, жилья на всех не хватало, люди находились зимой под открытым небом, что привело к массовой смертности от переохлаждения. В гетто они были собраны лишь для того, чтобы уже из него быть депортированными далее, в сельские концлагеря.
С 12 января по 20 февраля 1942 года оставшихся 19 582 евреев депортировали в Березовский район Одесской области. Их перевозили в неотапливаемых эшелонах, многие погибли в дороге. В Березовке составляли партии, которые пешком отправлялись в Сиротское, Доманевку, Богдановку, Голту и другие концлагеря.
В память о всех погибших в Прохоровском сквере города Одессы, в том самом месте где на окраине города в 1941 году начиналась «дорога смерти» одесских евреев, был установлен Памятник жертвам холокоста. Вокруг памятника высажены деревья в честь одесских жителей, укрывавших и спасавшихся евреев («Аллея Праведников мира»).
Источник информации: по материалам уроков по истории Холокоста
Автор: Олег Андреев
Я выживу! Мама, не плачь, я прошу,
Я выживу! Мама, тебя я люблю.
Я выживу! Пап, отпусти ты меня,
Пусть выжжена, залита кровью земля,
Клянусь, что я выживу смерти назло,
Чтоб дерево нашей семьи расцвело,
И будет на мне золотистый венец.
Я выживу, Пап, отпусти, наконец.
И он отпустил ручонку его,
И мальчик пошел, не боясь ничего.
Он знал, и он шел конца не боясь!
А мать его шла по дороге, молясь.
Но верил мальчонка, что выживет он...
Вот немец стоит, он огромный как дом!
Позвал он мальчишку тихонько к себе.
И тот подошел. Немец добрый в душе,
Сказал: "Ты не бойся меня, подойди,
И Маму свою ты сюда позови"
А Маме сказал "Повезет же ему!
Парнишке я вашему жизнь сохраню!"
Сказав, посадил он еврея в мешок,
И в какой-то его он отнес городок...
Погиб и Отец, погибла и Мать.
А немца в тот день повели расстрелять.
Но я обещал! Я выжил, и вот
Стою я у тех же самых ворот!
Где умер Отец, погибла здесь Мать!
Где немца в тот день повели расстрелять !
Я жив и на мне золотистый венец
Победы над смертью, я выжил, Отец!
Автор: Макаров Давид